Шахри Чаллы
  • Рус Тат
  • «Если забрали права, но на машине ездить хочется, каршеринг под чужим именем – ваш выбор!»

    Клиенты «Яндекс.Драйва» плодят аварии: максимум, что грозит лихачам, — выплата компенсации в 30 тыс. рублей. Остальное покрывает страховка

    С момента запуска в Казани сервиса «Яндекс.Драйв» в соцсетях едва ли не ежедневно появляются фотографии разбитых в ДТП автомобилей с фирменной символикой или машин со снятыми колесами. Эксперты  считают, что в нынешним виде сервис «представляет угрозу участникам дорожного движения». А тем временем на сайтах объявлений расцветает новый «бизнес» — продажа липовых аккаунтов для тех, кто хочет кататься анонимно. 2,5 тыс. рублей — и ПДД тебе не писаны.

    Сколько всего ДТП произошло с участием каршеринговых машин и сколько аварий случилось по вине водителей сервиса, пока не известно. В управлении ГИБДД по РТ пообещали уточнить эти данные Фото: vk.com

    «ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ МОГУТ АДЕКВАТНО И БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ К ТАЧКАМ, БОЛЬНО СМОТРЕТЬ, ЛИШЬ БЫ ИСПОРТИТЬ»

    Очередное ДТП с участием каршерингового автомобиля «Яндекс. Драйв» произошло накануне в Казани. На фото, размещенных в группе ВКонтакте «Каршеринг Казань» есть фото автомобиля Volkswagen Polo — передняя правая часть смята от удара, правое колесо практически оторвано. «Как с поля боя» — прокомментировал фото Динар Ахметшин. «Боже, почему люди не могут адекватно и бережно относится к тачкам, больно смотреть. Вот почему в России всегда так — лишь бы испортить» — присоединилась к обсуждению Айгуль Дресвянина.  

    Напомним, компания «Яндекс» запустила каршеринг в Казани вечером 27 мая. Для жителей столицы РТ стали доступны Skoda Rapid, Volkswagen Polo, Hyundai Creta, Renault Capture, Mercedes E200 и несколько фургонов. Всего по городу были разбросаны более двухсот автомобилей, которые застрахованы по КАСКО и расширенному тарифу ОСАГО. С запуском каршеринга практически каждый день в сети стали появляться фотографии или истории происшествий с арендованными машинами. Уже 28 мая с машиной «Яндекс. Драйв» произошло первое ДТП. Около 7 утра клиент каршеринга на Hyundai Creta столкнулся с другой машиной на ул. Восход. Водитель Creta сбежал с места происшествия. 9 июня в аварии пострадал уже самый дорогой доступный автомобиль для аренды — Mercedes E200. Водитель, скорее всего, не заметил, что на дороге возле «Тандема» вырыта строительная яма и влетел в нее, перевернув автомобиль. 3 июля арендованный Polo столкнулся с Kia Rio на ул. Дементьева, получив серьезные повреждения передней правой стороны. 5 июля сразу же два автомобиля каршеринг — Volkswagen Polo и Hyundai Creta — попали в массовое ДТП на перекрестке Чуйкова — Мусина, в котором участвовало пять машин. 

    Сколько всего ДТП произошло с участием каршеринговых машин и сколько аварий случилось по вине водителей сервиса, пока неизвестно. В управлении ГИБДД по РТ пообещали уточнить эти данные, а запрос нашего издания по статистике ДТП в сам сервис «Яндекс. Драйв» остался без ответа.  Некоторых арендаторов каршеринговых автомобилей выделяет откровенно беспощадное отношение к арендованным машинам. Так, 6 июня водитель на арендованном Volkswagen Polo устроил дрифт на парковке ТЦ «Парк Хаус». А 16 июня на кроссовере Renault Capture молодые люди пытались проехать по пляжу у «Ривьеры», однако застряли на песке. В соцсетях также можно найти видео и фотографии, как с каршеринговых автомобилей предприимчивые водители сливают топливо или снимают колеса.


    Такое поведение водителей каршеринговых машин нередко объясняют контингентом водителей — чаще всего арендованными машинами пользуются малолетние лихачи, а их низкому уровню ответственности потакают невысокие штрафы. В договоре «Яндекс.Драйв» отдельно прописаны пункты о возмещении ущерба в случае ДТП. Если повреждения в результате ДТП, виновником которого стал водитель арендованного автомобиля, составляют менее 30 000 рублей, то клиенту каршеринга придется оплатить нанесенный ущерб в полном объеме. Но этой суммой его ответственность и ограничивается, если повреждения првышает 30 тыс. рублей, ущерб погашается за счет страховки. Так чего бы не покуражиться?

    В сети также встречаются предложения о продаже фейковых каршерипнговых аккаунтов. Как обещают авторы объявлений, размещаемых в группе ВКонтакте «Акккаунты для каршеринга!», «за относительно небольшие деньги вы получаете активированный аккаунт, зарегистрированный на другого человека, а в базу уже загружены его копии паспорта и прав. Покупаете и катаетесь не имея проблем!». В числе преимуществ таких аккаунтов — полная анонимность и безответственность владельца. «Можно ездить на машине не имея водительских прав и самой машины, и даже если вам меньше 18 лет, если у вас забрали права, но на машине ездить хочется, каршеринг под чужим именем, это ваш выбор, можно спокойно нарушать под камеры и не платить штрафы, можно избежать ответственности при дтп, или любой другой порче каршерингового авто», — убеждают продавцы фейковых аккаунтов (орфография и пунктуация сохранены). Большая часть предложений касается каршеринговых служб в Москве и Санкт-Петербурге, в границах этих городов стоимость аккаунта любого оператора, будь то Делимобиль, Anytime, Belka Car составляет около 2500 рублей. Есть предложения и для казанцев — цена аккаунта к еще одному каршеринговому оператору «Карусель» (заработал с мая этого года, предлагает отечественные Granta, Largus и Vesta, в планах вывести на рынок около 200 автомобилей).

    В соцсетях найти фотографии, как с каршеринговых автомобилей предприимчивые водители сливают топливо или снимают колеса Фото: vk.com

    «люди будто специально отлавливают случаи ДТП с яндексовскими машинами, чтобы написать в соцсетях»

    «На сегодняшний день этот сервис, к сожалению, представляет прямую угрозу для всех участников дорожного движения», — заявил  первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. Как показывает практика, получить такой автомобиль могут даже несовершеннолетние, указывает депутат. Проблема требует законодательного регулирования, но, учитывая загруженность профильного комитета по транспорту и строительству, как минимум в этом году никаких законодательных инициатив по каршерингу рассматриваться не будет.

    Депутат полагает, что поездка на арендованном авто расслабляет даже ответственного водителя. «За исключением патологической группы агрессивных водителей в 5-7%, основная масса автовладельцев к своему автомобилю относятся более бережно и выбирают более щадящую тактику вождения. А когда автомобиль чужой и взят на короткое время, водитель начинает подсознательно более небрежно относиться и к автомобилю, и к ПДД», — считает Лысаков.

    Вячеслав Лысаков: «Когда автомобиль чужой и взят на короткое время, водитель начинает подсознательно более небрежно относиться и к автомобилю, и к ПДД» Вячеслав Лысаков: «Когда автомобиль чужой и взят на короткое время, водитель начинает подсознательно более небрежно относиться и к автомобилю, и к ПДД» Фото: участник:Yvbystr - собственная работа, CC0 1.0, ru.wikipedia.org

    Гендиректор ООО «Форвард» (запускала первый в Казани проект каршеринга TimCar — прим. ред.) Артур Еникеев прежде всего связывает большое число ДТП с участием каршеринговых машин с возрастом пользователей сервиса. «Большое число ДТП что у „Яндекс. Драйва“, что у „Карусели“ было вполне ожидаемо — чаще всего к каршерингу прибегают молодые люди студенческого возраста, у них правосознание и чувство самосохранения не очень развито, поэтому они и совершают ДТП или провоцируют их, — рассказал собеседник издания. — В развитых странах каршеринг это ступень перед приобретением своего автомобиля — сначала люди без опыта вождения садятся и бьют чужие машины, потом приобретают навыки и покупают свой автомобиль. Я помню, как я сам начинал автомобиль водить, и как управляю им теперь, стараясь беречь свою жизнь и жизни окружающих. В сравнении с 18-летними водителями 30-летние и техникой управляют лучше, и аварии допускают реже».

    По мнению гендиректора «Форварда», приструнить каршеринговых водителей может либо увеличение возрасного ценза, либо введение минимальных требований к водительскому стажу. «По условиям работы TimCar у нас в прокате также предполагалась минимальная ответственность, даже если водитель не виноват в ДТП, — пояснил Еникеев. — Это дисциплинирует водителей, они ведут себя на дороге аккуратнее». Однако даже 30-тысячные штрафы не пугают молодых водителей. «У нас в компании TimCar была проблема с взысканием даже этой суммы — водители использовали специальные карты с минимальным остатком, чтобы оттуда нельзя было списать деньги за ущерб после ДТП, а судебные приставы у нас особо не работают», — заметил директор «Форварда.

    Представитель федерации автомобилистов России в РТ Рустем Хайруллин не считает, что «Яндекс Драйв» выделяется по количеству ДТП, просто к этим машинам приковано пристальное внимание. «Такое ощущение, что люди специально отлавливают случаи ДТП с яндексовскими машинами, чтобы написать в соцсетях: „вот, мы же говорили!“, — объясняет Хайруллин. — Особенно интересная картинка, когда сталкиваются обе машины „Яндекс Драйва“. Вот и ощущение, что „Яндекс Драйв“ во всех ДТП виноват».

    Зато у сервиса, по его мнению, есть другие, совершенно явные недоработки: в частности, многие водители просто бросают машины во дворах, после чего те могут простоять там неделями, а то и месяцами, создавая неудобства жителям. Также эксперт отмечает слабость системы проверки водителей, которая не отсеивает злостных нарушителей. Для этого нужно не просто фиксировать наличие прав, а проверять водителя через ГИБДД. «Он же может быть лишенный, а права не сдал. Там же только фотографию с правами требуют. Или он злостный нарушитель, а тут еще и машина чужая. Почему бы и не нарушить?» — воспроизводит эксперт логику недобросовестных пользователей.

    Что касается агрессивного стиля вождения, то Хайруллин считает, что пользователи «Яндекс Драйв» просто копируют его у окружающих. «За руль садятся наши водители, которые видят, как все вокруг передвигаются, и точно также себя ведут», — объясняет представитель федерации автомобилистов. Ну, а местный стиль вождения связан с тем, что на дорогах стало меньше сотрудников ГИБДД. «У нас стиль вождения стал агрессивным именно в последние 2-3 года, лет пять назад он точно был более аккуратный. Дело в том, что сейчас все передоверяют камерам, которые работают только на 2-3 вида нарушений. Это в Москве хорошо, у них там камеры даже рядность отслеживают. Там контроль жестче, практически 100%. А то, что у нас камеры стоят на скорость и на автобусную полосу, плюс вафельницу где-то там нарисовали — это, я считаю, не контроль, не профилактика. Если уж передоверять камерам, то надо идти по пути Москвы», — уверен Хайруллин. 
     

     

    https://www.business-gazeta.ru/article/430752

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: